Как читать аукционные листы для покупки автомобиля
Довольно большой популярностью среди российских потребителей пользуются автомобили из Японии с малым пробегом. Проехавшая по Японии или Корее десятки тысяч километров машина, воспринимается нашими водителями практически как новое транспортное средство. Всё потому, что дорожное покрытие в этих государствах идеальное, а отношение к авто более ответственное. Однако чтобы действительно приобрести стоящую машину, нужна грамотная расшифровка аукционного листа из Японии.

Способность самостоятельно разобраться в таком документе позволит точно определить, соответствует ли реализуемое транспортное средство запрашиваемой стоимости и какие внешние и внутренние дефекты у него имеются.
Что такое аукционный лист?
Далеко не все знают, что такое аукционный лист и зачем он необходим. Многим может показаться, что такие знания абсолютно лишние. А ведь то, что не нужно сегодня, может пригодиться завтра.
Аукционный лист — официальный документ, сведения в который вносят эксперты, осматривая авто на аукционе. В нём описывается состояние транспортного средства (ТС), его комплектация и имеющиеся дефекты. Именно на основе данных такого листа и выводится оценочная стоимость автомобиля.
Ниже на рисунке изображён аукционный документ из Японии.
Чтобы подробно разобраться с тем, как читать аукционный лист, разобьём его на несколько отдельных разделов и изучим более подробно каждый из них.
Сведения из аукционного документа верхнего раздела
Разберёмся, как читать аукционный лист авто из Японии. Как видно из выше расположенного рисунка, верхняя часть документа содержит сведения о том, какое именно авто представлено на аукционе, его название, марка, модель. Там же указывается количество дверей и объём двигателя. Также из этой части листа становится понятно, кому именно принадлежала машина, частному лицу или организации и какой номер присвоен этому лоту.
В правом верхнем углу можно увидеть общую оценку, выставленную экспертами. Только тут важно понимать, что разные аукционы в Японии могут иметь свою систему оценивания. Иногда используется шкала от 1 до 5, дополняемая буквенными обозначениями, а иногда выставляются оценки в диапазоне 1–6. Маленькие аукционы, как правило, вообще не выставляют оценок.
В настоящий момент времени в Японии разрабатывается единая система оценки в 9 баллов, которую в скором будущем станут использовать абсолютно все аукционы.
Информация в разделе 2
Во втором разделе документа, который расположен в правой части, указывается:
- срок действительности листа;
- пробег по Японии (в км, в милях). Если эта графа содержит «?», значит, эксперт имеет сомнения относительно пробега авто;
- код цвета машины и сам цвет. В случае если ТС перекрашивалось, то указываются и первоначальный, и конечный цвета;
- тип топлива;
- цвет интерьера;
- срок эксплуатации авто;
- расположение руля;
- если машина была приобретена через дилерскую сеть, то это отражается именно во втором разделе.
Читаем раздел 3
Этот раздел совсем небольшой и находится по центру документа. Он включает в себя следующую информацию:
- тип трансмиссии;
- вид кондиционера;
- отмечается наличие сервисной книжки;
- дата (месяц/день), до которой действителен аукционный лист.
Наличие оборудования из раздела 4
В настоящем разделе существуют 2 части. В одной из них указано чаще всего имеющееся дополнительное оборудование, и эксперты при осмотре лота должны просто обвести нужный вариант. Например, машина может быть оснащена подушками безопасности, кожаными сидениями, телевизором и т. д.
Во вторую часть уже от руки вносят дополнительные детали, не отмеченные в части 1.
Объёмный 5-й раздел
Следующий раздел является довольно объёмным и занимает практически половину всего аукционного документа. Он включает в себя такую информацию:
- количество посадочных мест;
- эксперт после осмотра машины вносит в документ все, с его точки зрения, положительные моменты;
- осмотрщик аукциона вносит в лист также минусы, выявленные во время изучения лота;
- на схематическом рисунке автомобиля указываются выявленные дефекты кузова.
Заключительный раздел
Этот раздел находится в самом низу листа и включает в себе следующие сведения:
- номер кузова;
- регистрационный номер авто;
- блок лотов. На аукционах в Японии автомобили реализуются блоками. Например: one owner — машины, которые принадлежали лишь одному владельцу; recycled — битые авто; refreshed — ТС после ремонта и др.

Условные обозначения
Чтобы иметь возможность лично прочесть аукционный документ авто из Японии, важно понимать сокращения, которые используются для обозначения тех или иных сведений. Можно выделить основные наиболее распространённые сокращения из аукционных листов:
4WD | Полноприводное авто |
3D/5D | 3/5 дверей |
4С, 5С | 4-, 5-скоростная КПП с рычагом на руле |
5F | 5-скоростная КПП с рычагом на полу |
5spd | 5-скоростная КПП |
AB. SRS | Подушка безопасности |
AC | Кондиционер |
AAC | Кондиционер с климат-контролем |
ABS | Антиблокировочная тормозная система |
Aero | Аэрообвес |
AT | АКПП |
СА | АКПП с рычагом на руле |
FA | АКПП с рычагом на полу |
AW | Литые колёсные диски из алюминия |
CD | Проигрыватель компакт-дисков |
CS | Кассетный магнитофон |
PS | Гидроусилитель руля |
PW | Электрические стеклоподъёмники |
TV | Телевизор |
Navi | Навигация |
TRC | Антипробуксовочная система |
LSD | Дифференциал повышенного трения |
CPU | Центральный процессор |
G bird | Антикоррозийное покрытие |
HID | Ксеноновые фары |
FOG LAMPS | Противотуманные фары |
ROOF RAILS | Дуги на крыше |
Оценивание автомобиля
Если говорить об оценках, которыми оценивают авто, то они могут быть такими:
- S — наиболее высокий балл, который означает, что ТС не более 1 года, его пробег менее 5 000 км. И отсутствуют какие-либо дефекты;
- 6 — авто не старше 2 лет, имеет пробег до 20 000 км. Допускаются минимальные недостатки;
- 5 — авто младше 3 лет с пробегом менее 40 000 км. На кузове могут иметься недостатки, внутри автомобиля допускаются некоторые загрязнения;
- 4,5 — ТС не старше 5 лет с пробегом до 60 000 км. В интерьере могут иметься трещины, загрязнения. Допускаются определённые дефекты на кузове;
- 4 — пробег авто составляет до 100 000 км. Все агрегаты и узлы должны быть пригодны к работе. Допустимы некоторые недостатки на кузове, даже требующие ремонтного вмешательства;
- 3,5 — в автомобиле имеются явные дефекты, требующие восстановления или замены;
- 3 — в наличии много недостатков: как на кузове, так и в работе механизмов. Все они нуждаются в замене или восстановлении;
- 2 — автомобиль имеет коррозию и серьёзные проблемы в работе оборудования;
- 1 — многочисленные дефекты, требующие ремонта или замены;
- 0 или R — восстановленный автомобиль.
Сокращения для описания повреждений кузова
Очень важно внимательно изучить все указанные в листе дефекты, выявленные при осмотре авто экспертными лицами. Для их обозначения используют сокращения:
А1 | Царапина до 10 см |
А2 | до 20 см |
А3 | до 30 см |
А4 | свыше 30 см |
U1 | Вмятина величиной с мяч для гольфа |
U2 | с теннисный мяч |
U3 | с футбольный мяч |
U4 | очень большая вмятина |
Р1 | Едва заметные дефекты лакокрасочного слоя |
Р2 | стёртость и сколы |
Р3 | существенная стёртость и потёртость краски |
Р4 | многочисленная стёртость лакокрасочного слоя |
S1 | Наличие ржавчины величиной с мяч для гольфа |
S2 | с мяч для тенниса |
S3 | с футбольный мяч |
S4 | больше футбольного мяча |
W1 | Незначительные следы восстановления |
W2 | присутствуют легко определяемые следы восстановления |
W3 | многие детали требуют ремонта |
W4 | без ремонта авто эксплуатация будет затруднительна |
С1 | Небольшая коррозия |
С2 | видимая коррозия |
С3 | существенная коррозия |
С4 | коррозия внушительных размеров |
G | Скол на лобовом стекле |
Поиск и проверка аукционного листа
Порой необходимо найти какой-либо лист с аукциона. Однако в этом случае важно знать, как найти аукционный лист по номеру кузова или как проверить аукционный лист по номеру лота. Стоит отметить, что для этого придётся потрудиться. Поиск информации необходимо проводить на сайтах, содержащих статистику аукционов. И чем больше сайтов будет проверено, тем будет больше шансов, что нужный документ найдётся.
На определённых порталах интернета найти аукционный лист по номеру кузова можно не позднее 3 месяцев после продажи авто. Хотя некоторые сайты хранят в своих базах сведения о машинах, реализованных на японских аукционах за последние 1–3 года.
Проверка аукционного листа порой помогает выявить мошеннические действия при покупке машины.
Подводя итог, можно сделать вывод, что способность найти аукционный лист, а также умение его прочитать позволят сэкономить средства и избежать обмана.