«Москвич» — это не только привычная для советских дорог классика. Знатокам и просто ценителям отечественного автопрома стоит обратить внимание на эти весьма необычные автомобили производства АЗЛК. Некоторые модели уникальны: они существуют в одном-двух экземплярах.

Москвич-Г2

Оригинальный вид этого автомобиля способен удивить даже современного водителя. В далеком же 1959 году гоночных машин на дорогах не было.

Спорткар с задним двигателем был создан на МЗМА, он существует в единственном варианте. Благодаря кузову из алюминия с аэродинамическими обводами болид разгонялся до 223 км/ч.

От своего предшественника «Москвича-Г1» машина отличалась закрытыми колесами, а вот подвеска была той же. Двигатель новинка получила от «Москвича-402».

Москвич-4×4

В пятидесятых годах прошлого века одной из главных проблем страны было полуразрушенное сельское хозяйство. Поднять его казалось нереальным без качественных внедорожников.

Автоконструкторы получили задание начать разработку нового джипа. В результате появился очень интересный вариант «Москвича» с оригинальной рамой и четырехместным кузовом.

За сходство с легендарным американским автомобилем модель получила прозвище «советский Виллис». В 1958 году его испытали, однако технические характеристики не удовлетворили специалистов, и проект быстро свернули.

Москвич-2141 Aleko SL

Этот автомобиль называли «машиной для богатых». Он достиг вершины своих продаж за границей в 1990-1993 годы. Аббревиатура Aleko говорит о производителе — Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола.

Модель «Москвича» была изменена в соответствии со вкусами западных покупателей. На дверях и крыльях появились специальные накладки, решетку радиатора и бампера усовершенствовали. Хэтчбек также снабдили антиблокировочной системой колес.

Во Франции продажами занимался известный дилер, однако это не помогло — за 3 года было куплено около 400 экземпляров.

Москвич 2141 SW

Еще одна необычная модель «Москвича» появилась в конце восьмидесятых. Как ни странно, но ее сделали в Югославии, а затем прислали Москву на АЗЛК.

У машины увеличили багажник и задние окна. Крыша хэтчбека тоже стала объемнее. Это единственный югославский экземпляр, он стал прототипом более позднего, который и появился через 5 лет в стенах завода.

Новую модель дополнили фарами от седана «Князь Владимир» и люком от ЗИЛа. На ней стоял мотор объемом 1,7 л. Серийное производство автомобиля начинать не стали.

НАМИ «Гренадер» 4×4

В девяностых годах прошлого века многие предприятия России остановились или резко сократили производство. Однако конструкторы продолжали работать над новыми моделями автомобилей.

Одной из совместных разработок АЗЛК и НАМИ стал внедорожник «Гренадер». Он был призван выдавать максимальную мощность для такого вида машин и быть проходимым даже в условиях сельской местности.

С созданием «Гренадера» связана одна легенда. Рассказывают, что у некоего предпринимателя пострадала «Буханка». Целым сохранилось только шасси. Тогда и появилась идея: установить на него кузов от «Москвича».

Москвич-2901

Модель, созданная на базе «Москвича-21412», начала выпускаться в 1994 году. Ее производство завершено в 2001 году.

Машина оборудована четырьмя сиденьями, а также местом для носилок. Одна из версий этой модели — медицинский автомобиль. Достаточно просторный салон можно было без проблем заполнить специальной аппаратурой для пострадавших.

Другие версии — грузопассажирское такси и аварийная служба. По спецзаказам автомобиль оснащался двигателем Renault.

Москвич-2139 Арбат

Минивэн «Москвич-2139 Арбат» появился во второй половине 80-х годов прошлого века. Он имел очень интересный для своего времени дизайн и обладал повышенной вместимостью. На модель установили новый 1,8-литровый бензиновый двигатель.

В салоне размещались три ряда сидений. Для удобства пассажиров справа было предусмотрено 2 двери. На стальной раме закреплялись пластиковые кузовные панели. Каркасная конструкция делала более легким и недорогим мелкосерийное производство модели.

Москвич-2144 Истра

Одной из главных идей создания этого автомобиля середины восьмидесятых была его экологичность. Конструкторы пытались сделать машину не слишком тяжелой, чтобы снизить расход топлива, а следовательно, и вредные выбросы.

Модель получилась значительно легче своих предшественников. Под капотом у нее стоял многотопливный дизель известной немецкой компании. Он имел мощность 90 л. с. при объеме 1,45 л. Расход топлива «Истры» составлял 3 л на 100 км — отличное достижение даже для наших дней.

Новинку оснастили подушками безопасности, пневмоподвеской и антипробуксовочной системой, а также кондиционером.

Москвич-3733

Этот микроавтобус разрабатывался конструкторами АЗЛК совместно со специалистами Братиславского автозавода. В 1990 году был создан первый экземпляр на 8 мест, в это же время в Чехословакии появился фургон грузоподъемностью 1 тонна.

«Москвич-3733» имеет передний привод и бензиновый двигатель. Всего было выпущено три экземпляра этого микроавтобуса. Серийное производство не было налажено из-за закрытия проекта. Машину можно увидеть в музее «Московский транспорт».