За историю своего существования культовая модель завода ЗАЗ получила множество модификаций. Некоторые являются настолько неординарными и редкими, что об их существовании знают лишь единицы.

ЗАЗ Yamaha YZF R1

Пожалуй, этот «Запорожец» можно по праву назвать самым быстрым в мире. Проект построен на базе 965-й модели известным московским ателье «EL-Моторс» в 2011 году. Идея глубокого тюнинга и рестайлинга культового малогабаритного автомобиля принадлежит анонимному энтузиасту.

Ключевой особенностью является далеко не экстерьер этого ЗАЗ, а его силовая установка. В качестве мотора используются два спаренных двигателя от спортивного мотоцикла Yamaha YZF R1. Внушительный крутящий момент передается на задний мост через две цепи. Пиковая мощность каждого из моторов составляет 150 л. с.

Примечательно, что за реверсивное движение отвечает традиционный автомобильный электростартер. Удивительно, но от культового байка «Запорожцу» подошли даже задние моноамортизаторы.

ЗАЗ-970

В начале 60-х годов на волне популярности утилитарных машин вагонной компоновки, отечественный завод «Коммунар» презентовал целую серию как грузовых, так и пассажирских автомобилей. Примечательно, что в основе линейке лежала готовящаяся к производству 966-я модель.

Главным инициатором проекта стал директор завода Юрий Сорочкин, а ведущим конструктором выступил Лев Мурашов, ранее работавший над «Москвичом» 444-й модели.

Конкретный автомобиль стал дебютным в серии и представлял собой компактный бортовой грузовик с капотной компоновкой. В качестве двигателя и коробки переключения передач применялись серийные образцы. Главной доработкой уже имеющегося шасси стали ступицы задних колес — на них поставили колесные редукторы для увеличения передаточного отношения.

ЗАЗ-970Б

Модификация также вошла в вышеописанную линейку. Главным отличием от обычной 970-й модели стал несущий кузов. Цельнометаллический фургон мог похвастаться грузоподъемностью в 350 кг и полезным объемом 2,5 куб. м.

Кабина водителя отделялась глухой перегородкой, а доступ к грузовому отсеку осуществлялся посредством двустворчатой боковой или дополнительной задней двери.

С технической точки зрения, существенных изменений по сравнению с предыдущей модификацией не было.

ЗАЗ-971

Отдельное ответвление планируемой к выпуску 1961 году серии. Ключевым отличием от 970-го семейства стали кузовные изменения и система привода. С технической точки зрения, последняя оставалась задней, но оснащалась подключаемой полной тягой.

В качестве передней подвески выступала независимая конструкция на торсионах с продольными рычагами, а задняя, в свою очередь, представлена традиционной пружинной системой. Примечательно, что к выпуску планировались две основные версии — гражданская и армейская с длинной и короткой базой соответственно.

Несмотря на успешные испытания опытных образцов и одобрение со стороны руководства, модели 970, 971 и их модификации так и не поступили в серию. Причиной этому стала нехватка производственных мощностей и финансирования. К сожалению, из шести тестовых экземпляров до наших дней ни один не сохранился.

ЗАЗ-1102 Купе

Автором этого неординарного проекта стала кременчугская компания «Вепр». Впервые модификация была представлена в 2010 году на выставке «Оружие и безопасность».

В качестве основы купе выступила серийная модель 1102, но с ощутимыми изменениями как со стороны дизайна, так и технического оснащения. Отдельного упоминания заслуживает крышка багажника с интегрированными светодиодными фонарями, отдаленно напоминающие таковые в легендарном Nissan Skyline.

В качестве силового агрегата выступает двигатель ВАЗ-21114. Объем мотора составляет 1,6 литра, а пиковая мощность достигает отметки в 160 л. с.

Интерьер также не остался без доработок. Сиденья, дверные карты и декоративные элементы салона обшиты натуральной кожей, контрастирующей с акцентами алого цвета.

Проект не стал популярным ввиду слишком высокой стоимости. Более того, автомобиль существует лишь в единичном экземпляре, так как заказов на него так и не поступило.

ЗАЗ-2320

Интересный опытный образец разрабатывался в начале 90-х годов на базе культового внедорожника ЛуАЗ-969М. Машина представляла собой самосвал с выделенным валом отбора мощности, которая также комплектовалась краном.

Предполагалось, что основным полем деятельности модели 2320 станет аграрная промышленность. По задумке на подрамник можно было устанавливать различное сельскохозяйственное оборудование, а вал отбора только расширял возможности многофункционального автомобиля.

Кран, устанавливаемый за кабиной водителя, предназначался для поднятия кузова и разгрузки агрегатов или грузов. В список поддерживаемого оборудования входили — привод пилорамы, крупорушка, измельчитель сена.

Однако, в связи с резким снижением спроса и финансирования аграриев, проект был заморожен и передан в архив.

ЗАЗ Такси

Для завода ЗАЗ конец 80-х годов по праву считается одним из самых богатых на идеи. На завершающем конкурсе Запорожского завода победителем стал необычный проект «Такси» с футуристичным дизайном. За простым названием скрывалась сложная, но эффективная компоновка.

Справа от кабины водителя размещался моторный отсек, в котором должен был располагаться агрегат МеМЗ, известный по «Таврии». Необычное положение двигателя позволяло не только обеспечить более рациональное охлаждение, но и сократить длину автомобиля до 3,5 м. При этом в салоне находилось шесть полноценных посадочных мест.

Несмотря на довольно интересную задумку, проект так и не реализовали — новый кузов требовал соответствующего оборудования, которое ЗАЗ на тот момент не мог себе позволить ввиду финансовых трудностей.