3 версии «Нивы», которые были разработаны для особых целей — от сплава по рекам до покорения Северного полюса
В 1977 году на Волжском автозаводе увидел свет первый серийный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». На то время это был единственный в мире полноприводный внедорожник малого класса. Модель оказалась настолько успешной, что впоследствии были созданы различные специализированные ее версии. Достижения некоторых из них прогремели на весь мир.
ВАЗ-2122 «Река»
После выхода в свет серийной версии «Нивы» советские военные были восхищены ее потрясающими внедорожными способностями. Министерство обороны СССР заказало у Волжского автозавода военную версию этой модели. В результате многочисленных доработок классической «Нивы» был спроектирован ее военный вариант.
Машина получила более жесткий кузов, колесную формулу 4х4 (постоянный полный привод) и двигатель 1,3 литра, заимствованный у модели 2101.
Несмотря на меньшую мощность, мотор весил почти на 25 % меньше штатного. Это позволило добиться снижения общей массы автомобиля и сместить его центр тяжести вниз — машина получила улучшенные динамические характеристики, превосходную управляемость и повышенную проходимость.
Изменения коснулись и кузова: он стал угловатым в угоду практичности, получил ударопрочные бамперы и съемную тентовую крышу. Модель успешно прошла испытания, показав гораздо лучшие результаты, чем использовавшийся в то время УАЗ-469. Особенно высоко военные оценили возможность машины преодолевать глубокие водные преграды.
ВАЗ-2122 «Казак»
Во второй половине 1980-х годов инженеры Волжского автозавода адаптировали «Ниву» специально для рынка Великобритании. Машина стала праворульной. Автомобиль получил имя Cossack («Казак») и отличался расширенным перечнем электрооборудования и дополнительной аппаратуры.
«Казак» получил 5-ступенчатую МКПП вместо штатной 4-ступенчатой и подрессоренную раздатку, снижающую уровень вибраций от дороги. Модель также отличалась 15-дюймовыми легкосплавными дисками и наличием люка с электроприводом.
Дополнительно силами дизайнерской компании Top Hat Conversions из обычного «Казака» был сделан кабриолет.
В середине 1990-х представительство «Лады» в Великобритании представило обновленную версию «Казака» под именем Hussar («Гусар»), которая также обрела популярность среди британских покупателей. Изменения в основном коснулись внешности и салона: новая решетка радиатора, обвесы и современные элементы отделки салона.
ВАЗ-2122 «Марш-1»
В Книге рекордов Гиннесса зафиксированы четыре достижения «Нивы». Одно из них — покорение Северного полюса. Причем автомобиль сделал это дважды, в 1999-м и 2000-м. Самым оглушительным стал первый успех внедорожника-снегоболотохода ВАЗ-2122 «Марш-1», который произошел в апреле 1999-го. Своим ходом машина преодолела путь от Тольятти, прямо от завода ВАЗ, до крайней точки Северного полюса.
ВАЗ-2122 «Марш» — это автомобиль, кузов и двигатель которого остался от классической «Нивы» 4х4, а ходовую часть, раму и мосты получил от «УАЗ Хантер».
Модель укомплектована шинами низкого давления, которые не только позволяют с легкостью пересекать снежные и болотистые местности, но и обладают плавучестью. Каждое колесо держит на плаву почти полторы тонны.
Предельная скорость гибридного внедорожника — 40 км/ч. Также автомобиль получил источник питания увеличенной емкости, максимально защищенный от попадания воды. Салон дополнительно теплоизолирован и имеет вторую печку. Система зажигания, генератор и мотор доработаны и обладают высокой стойкостью к экстремальным температурам.