История, которая вызывает гордость — становление компании ГАЗ
Дух захватывает от того, насколько сложной является история ГАЗ. Здесь было всё: взлёты и падения, успех и поражение, мировое признание и национальные победы.
Как всё начиналось
История ГАЗ — это не просто этапы развития очередного автопроизводителя. Это неотъемлемая часть истории России, которая вызывает гордость у каждого россиянина. Известные всем «Чайка», «Волга» и грузовые автомобили выпускались именно на этом предприятии, которому будет посвящён наш разговор.
Город, в котором был основан автомобильный завод, носил название Горький. Отсюда и пошла история названия величайшего автомобильного производства — Горьковского автомобильного завода. Сейчас этот город известен, как Нижний Новгород. Производство было запущено в 1932 году, не обошлось здесь без участия американских инженеров из компании Ford Motor Company. В начале марта 1929-го советское правительство утвердило решение о возведении автомобильного завода, в апреле того же года было выбрано место для будущей стройки, а в конце мая был заключён договор с американцами. Годом позже началось масштабное строительство, которое затянулось на 18 месяцев.
Первые автомобили ГАЗ
История создания знаменитых автомобилей началась в конце января 1932-го, когда общественность увидела грузовик ГАЗ-АА. В народе он назывался полуторкой. Прошёл всего месяц, и с конвейера сошла первая легковушка ГАЗ-А, которую отнесли к среднему классу.
Эти две модели советских автомобилей, которые были первопроходцами, создавались на основании чертежей, предоставленных американской компанией. Логично было подумать, что у советских и американских автомобилей должно присутствовать много общих черт. Но это совсем не так, разница была поразительная. Советские конструкторы усилили картер сцепления и изменили рулевой механизм. Разработки американцев умело дополнялись идеями советских конструкторов, которые смогли создать много моделей на основе своего первого автомобиля ГАЗ-АА.
Отказ от американских идей
Советские конструкторы не стали останавливаться на своих достижениях, открыв новый этап в истории бренда. А начался он с выпуска нового легкового автомобиля М-1. Мы помним, что ранее был заключён договор с американцами, согласно которому у автомобиля должен быть прототип с фордовским характером. В планы конструкторов это не входило, поэтому автомобиль был мало чем похож на своего американского друга. Отличия заключались в следующих элементах:
- в двигателе увеличена мощность до 50 лошадей;
- шасси состояла из рамы повышенной прочности и подвески с видоизменённой формой (не две поперечных рессоры, а четыре);
- колёса со спицами были заменены на дисковые штампованные колёса с увеличенными шинами;
- передняя часть кузова стала более укрупнённой;
- рама удлинилась;
- пропорции улучшились;
- крылья капота и радиатор стали выразительными и интересными.
Такие изменения сделали автомобиль ГАЗ-М1 более выносливым и прочным.
Эра больших автомобилей
После выпуска легковых машин конструкторы концерна нацелились на создание автотранспорта другого назначения. Сначала был выпущен служебный автобус ГАЗ-03-30, который моментально заслужил популярность. После этого события завод получил генплан, на реализацию которого были направлены все силы. В результате плодотворной работы был создан ряд автомобилей:
- грузовик с тремя осями ГАЗ-ААА;
- самосвал ГАЗ-410;
- санитарный автобус ГАЗ-55;
- грузовик с газогенератором ГАЗ-42.
В это же время увидел свет первый в истории завода пикап, основанный на базе ГАЗ-4.
Возвращение к американским коллегам
Окончание 30-х годов ознаменовалось возвращением к сотрудничеству с американской компанией Ford Motor Company. Совместными усилиями была создана новая легковая модель М-1. В этот раз новинка имела много схожих черт с экземплярами американской автомобильной промышленности. Конструкторы были не в восторге от полученного результата, поэтому начали усиленно работать над ГАЗ М-1, который получился полностью советским и совсем непохожим на американца. Отличия заключались в следующих моментах:
- двигатель с четырьмя цилиндрами;
- улучшенная подвеска;
- дисковые колёса.
Такое творение в то время считалось идеальным легковым автомобилем, на который была возложена честь представлять страну на международной выставке в Париже. Эту модель много раз подвергали модернизации, в результате чего на свет появилось много достойных автомобилей.
Наступление военного режима
Великая Отечественная война не сломила дух предприятия. ГАЗ занялся выпуском военной техники, среди которой присутствовали:
- вездеходы ГАЗ-64 и 67;
- бронемашины БА-64;
- танковая техника Т-60 и 70.
Война не прошла бесследно для Горьковского завода, авиация противника нанесла существенные разрушения в середине 1943 года. Ситуацию спас директор Лоскутов, под руководством которого пять десятков производственных объектов и 9 тысяч единиц оборудования были восстановлены всего за три месяца.
После военного режима у завода начался новый период, который принёс за собой ещё больший успех. Обновление модельного ряда и модернизация оборудования способствовали выведению завода в ряды мировых автопроизводителей.
Мировой успех
Начало 1946 года ознаменовалось выпуском новой грузовой модели ГАЗ-51, в которой была воплощена надёжность и экономичность образцового уровня. Лучшим доказательством служит тридцатилетний период выпуска этой модели. В этом же году «Победой» пополнился модельный ряд ГАЗ, история этого автомобиля была более чем успешной и даже в некотором роде фееричной.
Его необычный внешний вид поражал и привлекал одновременно. Кузов, в котором отсутствовали крылья, тормозная система с гидравликой, передняя ось с независимой подвеской, лобовое стекло с V-образной формой — всё это обрекло автомобиль на успех. Кузов был примечателен не только своим внешним видом, но и низким сопротивлением, которое составляло всего 0,34. «Победа» стала законодательницей моды на такой дизайн кузова, который в будущем стал встречаться в автомобилях других производителей. И даже внутреннее убранство обеспечивало наивысший уровень комфорта для пяти пассажиров, в основном за счёт инновационной системы отопления и наличия радио.
На территории Союза до этого никто не выпускал машины с несущим кузовом, а в мировом масштабе «Победа» стала первым автомобилем с кузовом без крыльев из серийного производства.
Автомобили высокого класса
Первым легковым автомобилем, который относился к высокому классу, стал ГАЗ-12 «ЗИМ». Случилось это в 1948 году, когда руководство получило соответствующее задание от правительства. Промышленный выпуск высококлассных автомобилей начался в 1950 году. Общественность ахнула от восторга, ведь машина была укомплектована по высшему классу:
- система обогрева на задних сидениях;
- радиосистема на три диапазона;
- автоматически сбрасывающиеся поворотные указатели;
- самый мощный на то время двигатель (95 лошадей);
- высокие показатели скоростного режима.
Следом за ним был выпущен внедорожник, который активно расходился не только на территории СССР, но и в других странах. Это был ГАЗ-69, выпуск которого начался в 1953 году. Через три года произошло важное событие не только в истории завода, но и всей отечественной промышленности — выпуск первой «Волги», или ГАЗ-21. С этого события начался новый век в развитии отрасли. «Волга» подвергалась неоднократным модернизациям, результатом которых стал ГАЗ-22 и экспортная модель.
Все представления о российском классическом автомобиле воплощались в ГАЗ-21. Преимуществ и достоинств была масса:
- двигатель на 70 лошадей обладал клиновидной камерой для сгорания топлива;
- машину можно было разогнать до 130 км/час;
- более совершенная динамика даже в сравнении с «Победой».
Смена флагмана и выпуск новых моделей
В конце 50-х годов завод сменил своего флагмана на «Чайку», рассчитанную на семь людей. Техническое оснащение этого автомобиля было самым современным:
- силовой V-образный агрегат с восемью цилиндрами на 195 лошадей;
- трансмиссия с гидромеханическим характером;
- карбюратор с четырьмя камерами;
- гидроусиление на рулевом механизме;
- автоматическое выдвижение антенны с радио;
- кнопочное переключение передач.
Седан выпускался массово, а лимузин ГАЗ-13А и кабриолет ГАЗ-13Б ограниченными партиями. Всех инноваций, которые присутствовали в этом автомобиле, и не перечислишь, но со Всемирной Брюссельской автовыставки «Волга» и «Чайка» привезли Гран-При. С этого момента ГАЗ перестал быть автозаводом и превратился в корпорацию огромных размеров. Грузовики начали подвергаться массовой модернизации.
В самом начале 70-х годов про завод ГАЗ заговорил весь мир, ведь завод выпустил знаменитую «двадцать четвёртую» модель. Простой автомобиль стал воплощением престижа и высокого статуса. Похожим техническим оснащением обладала ещё одна легковая модель — ГАЗ-14.
Новые технологии в советских автомобилях
В 1973 году выпуск новых моделей несколько затормозился, зато новые технологии стали воплощаться в автомобилях с удвоенной скоростью. Середина 80-х годов ознаменовалась появлением дизельного двигателя с воздушной системой охлаждения в автомобиле грузового типа. Годом позже, в 1985-м, началось массовое производство ГАЗ-3102 с двигателем, в котором топливо сжигалось по форкамерно-факельному способу. Не зря этот автомобиль выбирали для себя высокие чины советской власти.
Грузовые автомобили модифицировались особенно упорно. Для некоторых моделей, в число которых попали ГАЗ-52, 53А и 66, были разработаны новые двигатели. После изменений автомобиль ГАЗ-53А смог перевозить 4 тонны, стойко переносить тяжёлые условия эксплуатации и дольше служить своему владельцу. Не осталась в стороне и модель ГАЗ-66. Перевозка двухтонного груза и буксировка прицепа с такой же массой — это только малая часть возможностей, которые были заложены в автомобиль ГАЗ-66. Любое бездорожье для этого автомобиля не является проблемой. Водитель может менять давление внутри шин и управлять трансмиссией, которая состоит из восьми передач. При хорошем покрытии машина может преодолевать участки дороги с углом наклона до 37 градусов. На песчаной местности этот показатель снижается до 22 градусов. На этом достоинства модели не заканчиваются. Признание общественности было неоспоримым, и даже Знак качества был присвоен именно автомобилю ГАЗ-66.
Выпуск автомобиля ГАЗ-24 не прекращался ни на минуту. Ассортимент престижных автомобилей пополнился новой модификацией «двадцать четвёртой», выпуск которой производился только по предварительному заказу.
Автомобильная корпорация ГАЗ настолько хорошо утвердилась на мировом рынке, что даже распад Советского Союза не пошатнул финансовое состояние завода, который быстро и без лишних проблем смог приспособиться к новым условиям.
И вновь работа с иностранцами
Руководство завода обратилось к истокам развития компании и вновь любезно открыло двери иностранным партнёрам. На этот раз не американским, а итальянским. Концерн Fiat начал совместную работу с российским ГАЗом в 1997 году. Но и американцы не остались в стороне, результатом их совместного сотрудничества стал седан с задним приводом ГАЗ-3111. Правда, на этот раз сотрудничество было заключено не с Ford, а с компанией Venture.
С 2000 года развитие этой автомобильной фирмы с мировым именем происходило в удвоенном темпе. То и дело выпускались новые автомобили, успех которых гремел не только на территории России. Нам всем хорошо знакомы эти названия: «Трофим», «Баргузин», «Атаман», «Соболь», «Тигр», «Газель» и упоминавшаяся ранее «Волга».
Так длилось до осени 2008 года, пока завод ГАЗ не столкнулся с кризисом, который на этот раз не обошёл стороной автомобильное предприятие. Даже несмотря на поддержку со стороны российского правительства, заводу пришлось снизить темпы выпуска своей продукции, сделать мягче ценовую политику и сократить штат сотрудников на 10 тыс. Все эти действия не помогли компании выбраться из кризиса, который стал для неё затяжным.
В мае 2009 года британский завод был продан концерну Weststar из Малайзии, о котором мало кто слышал. Затем последовало снижение стоимости Газели и ряда её модифицированных собратьев.
Череда неудач длилась до 2011 года, пока компания не заключила соглашение с концерном GM из Америки. После этого на заводе ГАЗ начали собирать новую серию автомобиля Chevrolet Aveo. В этом же году был подписан ещё один договор с Volkswagen Group Rus на 8 лет. Согласно его условиям на заводе ГАЗ должно за год собираться более 110 тыс. VW Jetta, Skoda Yeti и Octavia.
Пока компания не планирует возобновлять выпуск автомобилей без влияния иностранных партнёров. Много сил брошено на производство в серийных масштабах «Газели Next» и на расширение рынка экспорта.
Интересные моменты в истории
История завода ГАЗ в той или иной мере известна многим, но некоторые интересные моменты остаются под завесой тайны:
- Покорение пустыни Каракумы не обошлось без участия автомобилей ГАЗ, которые были в числе первых.
- Известная Дорога жизни в Ленинграде, взятом в блокаду, прокладывалась автомобилями ГАЗ.
- На прохождение испытания холодом в якутский посёлок Оймякон были направлены машины именно этого производства.
- Обслуживание советской полярной экспедиции, которая базировалась в Антарктиде, лежало на грузовиках ГАЗ.
- Успешное преодоление болот между Горьким и Владивостоком — это заслуга автомобилей ГАЗ.
В истории эмблемы великого автомобильного завода не кроется никаких тайн и загадок. Во-первых, такой же олень красовался на древнем гербе Нижнего Новгорода. А во-вторых, завод находится в лесистом районе, на территории которого водятся крупные дикие животные, в том числе и олень. Добавим сюда ещё скорость, с которой способен передвигаться олень, его грациозность и благородный вид. Становится вполне очевидным, почему именно олень оказался на эмблеме автомобильного производителя. Другого значка и придумать было бы сложно.
Вот такая история связана с легендарными автомобилями, которые завоёвывали мировые награды, стали национальной гордостью и достоянием всего человечества, а не только русского народа.