Иногда забота инженеров-конструкторов о водителе кажется чрезмерной. Некоторых автолюбителей со стажем это может даже раздражать, однако нам это кажется чрезмерно эмоциональной реакцией. Нужно понимать, что многочисленные вспомогательные системы не выполняют за водителя работу, а только страхуют его, уберегая от ошибок, которые могут привести к самым разным последствиям. В аварийной ситуации, порождённой такой ошибкой, может оказаться любой человек, и, пожалуй, лучше, чтобы в этот момент вы могли надеяться на помощь «робота», спрятанного в вашем или чужом автомобиле.

Система трогания при подъёме

Одной из таких систем является система помощи при трогании на подъёме. С момента появления её как опции на некоторых автомобилях водители спорят, нужна ли она, вообще, или это изыск для тех, кто не может чувствовать машину? Единственно верного ответа на этот вопрос дать невозможно, но учитывая, что в деле обеспечения безопасности на дороге всегда лучше переусердствовать, чем оставить что-то на самотёк, оставим упомянутой системе право на жизнь и подробнее взглянем на то, что она умеет.

Суть вопроса

Когда вам приходится останавливаться на подъёме, это проблема. Во время остановки приходится использовать ручной тормоз, чтобы машина не скатывалась вниз, после остановки есть сложности с тем, чтобы тронуться наверх. Раньше для человека, который недавно сел за руль, это становилось настоящим испытанием. Но сегодня автомобильная промышленность предлагает интеллектуального помощника.

Ручной тормоз автомобиля

На самом деле система помощи при подъёме далека от упомянутых роботов и искусственного интеллекта. Как и всё в современном авто, она с течением времени упростилась до состояния «нечему ломаться», что заметно повысило её надёжность и отказоустойчивость. Этот ассистент, как и его ответвление — система помощи при старте на подъёме, пока не входит в стандартные пакеты оснащения, так называемую базу, но в качестве опции его предлагают всё больше и больше автопроизводителей. Зарекомендовав себя как безотказно работающий механизм, эта опция активной безопасности со временем станет обязательным атрибутом легкового автомобиля. Одним из первопроходцев технологии были японцы, в частности компания Toyota. Её система помощи при старте на подъёме HAC прошла через множество тестов, доработок и усовершенствований и сегодня по праву считается одной из лучших в мире. Но считать её единственной на самом деле нельзя. У каждого крупного производителя есть свои варианты реализации этой технологии, и они различаются не только названиями, но и технологическими нюансами работы. Впрочем, суть у них всё же одинаковая.

Система трогания в действие

Смысл работы

Во время остановки на неровной поверхности, как правило при уклоне более 5%, система помощи при подъёме создаёт в тормозной системе давление. Вы давите на педаль тормоза, вакуумный усилитель передаёт сигнал клапанам и они синхронизированной работой набирают жидкость, создают давление и по необходимости стравливают жидкость, когда вы отпускаете педаль. Суть работы системы помощи при подъёме в том, что при выполнении некоторого списка условий (он незначительно различается от производителя к производителю) она активируется и оставляет закрытыми впускной и выпускной клапаны тормозной системы уже после того, как вы уберёте ногу с педали тормоза. Давление не падает, тормозные колодки остаются прижатыми, как если бы педаль всё ещё была вдавлена в пол, и машина, соответственно, остаётся на месте. Если у вас также активна система помощи при трогании на подъём, то, когда вы сядете в машину, запустите двигатель и включите передачу, вам не придётся выполнять ювелирной точности манёвры с педалями тормоза и газа. Ассистент не отключится, пока вы не начнёте движение.

Ценность системы помощи при подъёме в том, что она снижает использование стояночного тормоза, а соответственно, и его сопутствующий износ. Кроме того, она уменьшает вероятность возникновения аварийной ситуации. Помощь при трогании на подъёме может показаться ненужной опытным асам. Но как мы уже упоминали, она ещё не входит в базовое оснащение массовых моделей. Так что если вы полагаете, что можете без неё обойтись, просто не покупайте её.

Ещё одним неоспоримым плюсом системы помощи при трогании на подъёме является то, что она работает независимо от направления движения. То есть если вам придётся трогаться задом «в горку», то система будет работать. Это решает многие проблемы начинающих автомобилистов и становится отличным подспорьем для их опытных коллег.

Система помощи при трогание задом

Итог

Система помощи при подъёме, использующая алгоритм замедления снижения давления в тормозной системе через манипуляции с клапанами, хоть и не является самой технологически продвинутой из систем активной безопасности, однако неоднократно доказывала свою полезность множеству автолюбителей. Схема её работы от производителя к производителю различается незначительно, в основном в разделе параметров активации. В остальном же, как правило, производители стараются не изобретать велосипед, а используют откатанную и зарекомендов